Действительно самая недооцененная. И вот почему.
С 1955 года нужно было строить просто и без излишеств
Это изменилась политика партии. Архитектура должна была отказаться от «сталинской» философии в градостроительстве — в частности, избавиться от любых излишеств. Дома должны быть прежде всего функциональными и недорогими.
Отныне главная задача архитекторов — не создавать комплексный облик столицы, ее проспектов и набережных, а дать квартиры как можно большему числу советских семей, они это заслужили. Начинается строительство «хрущевок»: с пятью этажами и больше.
Но главное — и это, следствие идеи оптимизировать траты, — архитектура: жилая и нежилая — переходит на нормы стандартов. Дома либо строятся по типовым проектам, либо — используют типовые строительные и облицовочные материалы (например, архитекторам некоторых станций метро предстояло выбирать мраморные панели для колонн лишь из нескольких вариантов отделки). Эстетическая составляющая в установках заказчика (государства) уходят на третий план.
Однообразие всегда рождает неприятие. В народном сознании вторая половина XX века это время типовой архитектуры, а потому и в голову не может прийти, что хотя бы
Фото: archi.ru
Архитекторы находили способы делать шедевры!
Замечательная архитектурная школа, ученики замечательных учителей — лишенные выразительных средств и возможности «наводить красоту», они в совершенстве владели «ритмикой» в оформлении фасадов и пропорциями.
По сути, в это время в Москве появилось несколько десятков действительно выдающихся проектов — но они были выдающимися не столько по масштабу (чаще всего, именно не по масштабу), а по искусству простоты, и простоте в искусстве.
Сделать красивым здание на основе только пропорций и ритмики — это величайшее искусство.
Здание Госстандарта на Ленинском. Шедевр!
Фото: Юрия Пальмина
Или высотка Института Гидропроекта. Идеальные пропорции и ритмика.
фото: pastvu.com
Так где же эта красота?
Подавляющее большинство таких зданий пало жертвой не только предвзятого отношения к пост-военной архитектуре в целом, но и некачественных отделочных материалов — которые не «умели», как оказалось, красиво «стареть». Дома старели и делали это некрасиво. По сути, они поставили городу диктат: «мы будем выглядеть красиво, но требуем постоянного ухода».
(Помните, мы говорили про совершенство, которое раскрывается в простоте пропорций и ритмике? Такие дома еще больше требовательны к качеству материалов!)
Это были не изысканные доходные дома модерна из камня, которые, ветшая, получали свой
Вот, Дом нового быта. Интересный проект, один из самых радикальных экспериментов в строительстве советского жилья. Фото «сейчас» размещать не станем: на это невозможно будет смотреть.
Или жилой комплекс «Лебедь». Один из самых удачный проектов нетиповой жилой архитектуры. Упаси Бог увидеть его таким, каким он стал теперь.
Ни один архитектор в этом не был виноват
И ни один дом сам по себе не был в этом виноват — только строительные материалы.
Самые интересные задумки теряли себя со временем — и лишь немногие по воле случая или обстоятельств сохраняли и сохранили красоту — как например Дворец Пионеров (один из немногих проектов, когда архитекторам была дана полная свобода и при проектировании, и в выборе материалов):

или здание Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, одна из самых ярких построек второй половины XX века в городе:
Или шикарный дом на улице Академика Сахарова:
фото: archo.ru
Или абсолютно совершенный дом ТАСС (хотя изначально он должен был быть в три раза выше :) )
Но это — редкие примеры счастливой судьбы архитектурных шедевров: когда гениальная идея имела удачу быть качественно реализованной.
В основном же, Москва наполнена прекрасными по своей сути задумками, но которые за старостью материалов уже не разглядеть... Как например великолепный торговый комплекс Первомайский: в свое время один из интереснейших проектов по созданию общественного пространства в спальном районе.
Любите Москву! :)
Комментарии